ПО ДУНАЮ К СЕНТЭНДРЕ

Летом несколько раз в день от пристани на площади Вигадо (Vigadó tér) отправляются прогулочные кораблики с обзорными экскурсиями по городу и вверх по реке, в сторону Сентэндре (Szentendre) (95). В этой местности, расположенной в 20 км к северу от Будапешта на рукаве Дуная, проживает около 19 000 человек. Это одно из самых любимых мест отдыха будапештцев. По выходным дням целые толпы беспрепятственно бродят здесь прямо по мостовым (к счастью, свободным от машин); перед сувенирными лавками выстраиваются очереди, а музеи и симпатичные ресторанчики на берегу Дуная бывают переполнены. Вы поступите мудро, если поедете туда в будний день.

Центр города – это единый ансамбль, составленный из множества очаровательных старинных зданий. Почти каждый дом здесь имеет статус охраняемого памятника архитектуры. Прогуливаясь по кривым улочкам, пассажам и спускам, даже сегодня можно почувствовать здесь атмосферу юго-востока Европы, которую привносят в основном сербские поселенцы. Первые из них бежали в этот район от турок в 1389 г., когда войска Сербии и Боснии были разбиты в битве при Косово. Когда в 1448 г. Я нош Хуньяди потерпел поражение на том же поле, часть сербских беженцев тоже обрела новую родину в Сентэндре. Но большинство из них пришло сюда в 1690-е годы под предводительством патриарха Арсения Црноевича. Сентэндре стал резиденцией епископа греческой православной церкви и тем самым – духовным, культурным и политическим центром переселенцев из балканских стран.

После изгнания османов Сентэндре разбогател. Однако он не мог конкурировать с Будапештом. Начиная с 1920-х годов, здесь стали селиться многие художники. Если не считать суматохи, которая творится здесь в период отпусков, сегодня это полусонная, но очень уютная обитель деятелей искусства, изобилующая музеями, галереями и памятниками архитектуры.

Идя по прямой от корабельной пристани на Дунае, можно добраться до *Главной площади (Fõ tér) (1), окруженной купеческими домами. Чумной крест в центре площади был поставлен в 1763 г. на деньги сербских торговцев. Кованая ограда вокруг него – прекрасный образец венгерского кузнечного искусства в стиле рококо.

На Fõ tér находится сербская православная *церковь Благовещения (2), построенная в 1752 г. по проекту Андреаса Майерхофера. Внутри церковь Благовещения украшена дорогим иконостасом, выполненным по православным канонам.

Музей Кароя Ференци (Ferenczy Károly Múzeum) (3) находится рядом с церковью, в доме № 6, построенном в 1797 г. в стиле венгерского позднего рококо. Здесь представлены картины, скульптуры и гобелены знаменитой семьи художников Ференци, а также материалы и экспонаты по истории города.

Выставка Маргит Ковач (Kovács Margit) (4) расположена в прекрасном здании, выполненном в стиле барокко. Экспозиция находится на улице, которая проходит мимо церкви и ведет к Дунаю. Стилистический спектр этой мастерицы по керамике, умершей в 1977 г., простирается от современности до архаики. Ее работы навеяны в основном традициями венгерского народного искусства. При очевидном многообразии стилей в них всегда ощущается неповторимый авторский почерк.

До приходской католической церкви Св. Иоанна (5) можно дойти, если отправиться от Fõ tér в противоположном направлении (Rákóczi utca) и подняться по лестнице направо. Строительство этой церкви было начато в XIV в. С ее терассы открывается прекрасный вид.

Музей Нобеля (Czóbel Múzeum) (6) находится в жилом доме на Templom tér, 1. Выставка рассказывает о художнике Беле Нобеле (1880-1976) – патриархе венгерской живописи XX в. Он писал изящные портреты девушек и картины с хрупкими полупрозрачными цветами.

Отсюда уже видна основная достопримечательность города – сербская православная епископальная церковь, известная под именем **Белградской церкви (7), покрашенная в красно-желтые тона. В ней поражают прежде всего кованые ворота и иконостас, вырезанный из липы и позолоченный. Посещая сербскую православную церковь, обязательно зайдите в соседний бывший дворец епископа (8). В нем выставлена интересная коллекция сербского церковного искусства: картины XVIII в., дорогие ризы, иконы и весьма ценное распятие XVII века.

Работы живущих сегодня в Сентэндре художников представлены в культурном центре «Мельница искусств» (Mûvészet Malom) (9), расположенном на улице Bogdányi utca, 51.

В трех километрах по направлению к Вышеграду (Visegrád) расположен  Этнографический музей под открытым небом (Skanzen) (10), созданный по примеру знаменитого одноименного музея в Стокгольме. Для тех, кому не хочется ходить пешком, есть возможность осмотреть территорию музея прямо из экипажа. Музей был открыт в 1974 г., его собрание постоянно пополняется. Здесь представлены типичные для разных областей строения и жилые комплексы XVIII-XIX вв., иллюстрирующие культуру крестьянского жилища в Венгрии. Экспонаты делятся по регионам: Большая и Малая низменности, Придунайская область, Балатон, Баконь. Эти строения были собраны по всей Венгрии, перенесены на территорию музея или воссозданы в полном соответствии с оригиналами. И что самое ценное – сохранено их внутреннее убранство.

Одна из жемчужин музея – реформатская церковь из деревни Манд (Mánd), района верхнего Тиса, построенная в 1787-90 гг.

Летом здесь каждое воскресенье проходят выставки народных промыслов и различные фольклорные выступления.

До Сентэндре можно добраться на прогулочных кораблях и на метро линии М2 до Batthyány tér, далее примерно полчаса на пригородной электричке HÉV, или на машине по магистрали № 11.

Этнографический музей под открытым небом Сканзен. Расположен примерно в 3 км к северо-западу от центра. С 1 апреля по 31 октября Вт-Вс 9-17, с 1 ноября по 31 марта Сб-Вс 10-15, www.skanzen.hu.