Мишкольц. Крепость Дьешдьер

Мишкольц — город на северо-востоке Венгрии, региональный административный центр, расположенный в устье реки Синвы, которая впадает здесь в реку Шайо. На западе его замыкают горы, на востоке и юго-востоке он простирается по краю равнины. Выгодное географическое положение веками способствовало развитию Мишкольца как естественного торгово- транспортного узла и промышленного центра.
Он является третьим по величине городом в Венгрии, но известен в первую очередь как важный промышленный центр.
Существует теория, что укрепление, впоследствии крепость Дьешдьер, начали возводить еще в Средневековье в период правления Белы IV. Одноименный город на то время уже являлся частью Мишкольца.

Поселение на месте Мишкольца существует со времён палеолита, раскопки показали, что люди здесь жили уже 70 тыс. лет назад. До римского завоевания здесь жили кельтские племена, после распада империи регион разделил судьбу территории всей современной Венгрии — его населяли авары, славяне, а с IX в. — венгры.
Археологи предполагают, что в XII в. на месте нынешней крепости уже стояло укрепление, но, к сожалению, доказательств еще не найдено. В то время, скорей всего, строение имело овальную форму, одну большую круглую башню. Защитному сооружению подчинялся окружающий его город.
Расцвет крепости Дьешдьер начался во время владычества короля Лайоша I. Крепость являла собой стратегический объект, так как дорога государственной важности, ведущая с Венгрии в Польшу, проходила рядом с укреплением. В 1364 г. король даровал крепость как родовой замок своему вассалу по имени Дьешдьер, который, в свою очередь, перестроил и усовершенствовал строение. Наземные помещения служили для хозяйственных и кладовых целей, а на верхнем этаже были жилые помещения, рыцарский зал. Крепость окружал ров глубиной 4 м, а водой он наполнялся благодаря горячему термальному источнику.
В этом же году король Лайош I даровал Мишкольцу статус города 26 ноября 1381 г. в крепости Дьешдьер подписали Туринский мирный договор, в котором Венеция обязывала себя, что каждое воскресенье и на праздники на площади Св. Марка будет проходит поднятие флага Анжуйского двора. Данное событие увековечено в северо-восточной башне крепости в восковых фигурах.
После смерти Лайоша Великого укрепление Дьешдьер утратило свое значение, с этого момента строение служило как летняя королевская резиденция. С 1526 г. крепость не являлась владением королей. В 1536 г. стала собственностью семейства Балажа Дярмати. В период его владения дворец-резиденцию перестроили в мощное укрепление. Эта была последняя перестройка в истории крепости.

Реставрация крепости началось в 1953 г. тогда только жизне- опасные части руин были восстановлены, но в 1960 г. начались археологические раскопки. Крепость Дьешдьер является интересным туристским объектом. Одной из самых занимательных экспозиций является восковое отображение средневекового времени (подписание Туринского мирного договора).

Ежегодно в крепости дважды проходят «Замковые игры Дьешдьер», которые возрождают период правления Лайоша Великого, проходят рыцарский турнир и разнообразные мероприятия. Возле крепости располагается средневековый рынок. В среднем дворе на открытом пространстве проходят театральные выступления, зрительская часть вмещает 800 человек.
Изображение крепости Дьешдьер отображено на купюре в 200 форинтов. А оригинальная картина выставлена на обозрение посетителей в северо-восточной башне крепости-музея.
увХ. Туристам на заметку
Благодаря старым традициям город становится колоритнее, а культурное наследие придает ему интеллектуальный шарм. Чтобы в этом убедиться, достаточно пройти по центру от моста Ади до Ратушной площади — это главный, открытый только для трамваев «променад». Его облик красит вереница эклектичных зданий от «электрического полисмена» до театра.
Перекресток ул. Сечени и Казинци — основной ориентир для туристов. Горожане давно именуют его «электрическим полисменом» — здесь находился первый и долгое время единственный в Мишкольце светофор.
На сцене открывшегося в 1832 г. Мишкольцского национального театра актерская труппа играла спектакли на венгерском языке. Позже первое в стране каменное здание театра было реконструировано и расширено. Рядом с ним находится Музей актера и истории театра. Темные ворота — характерный памятник архитектуры, а рядом, в доме Ракоци (или Дери), останавливались военачальник Имре Текёли и князь Ференц Ракоци II.
Аом Ракоци стал местом выставок Мишкольцской галереи, бьеннале графики Венгрии (с 1961 г.) и Зимних экспозиций (с 1970 г.)
Мемориальное крыло дома Ракоци отдано под постоянную экспозицию графических работ художника Белы Кондора (1931 — 1972). В выставочном зале «Аом Петро» представлена графика Аайоша Салаи (1909— 1995)у произведения графики Долы Феледи постоянно выставлены в Художественной галерее.
На импозантной городской площади стоит статуя Когиута, здесь же, напротив купальни «Эржебет», находится здание Академической комиссии Мишкольца — место проведения научных форумов.
Напротив памятника Сечени выложены пышные цветочные часы. В честь начала нового тысячелетия недавно здесь установили памятник св. Иштвану.
Дом католической гимназии Дердя Фратера (в административной части) раньше был монастырем Св. Ви- кентия и училищем монахинь ордена милосердия. Далее расположен двор Аютера с евангелической церковью позднего барокко. Роспись ее алтаря сценой «Иисус на оливковой горе» сделал Верталан Секей.

 

Стоящие на склоне горы Аваш Реформатский готический храм с тремя нефами и притвором, строительство которого началось в XIII в., и отдельная колокольня (1557 г.) тоже являются символами Мишкольца. Каждые четверть часа здесь, над древними надгробьями авашского кладбища, раздается звон колоколов.
Аоброй молве гора Аваш обязана винным погребам. Мемориальная доска на горе Надь-Аваш говорит о том, что здесь был в последний раз беззаботен и счастлив писатель Ференц Мора. Желающие отдохнуть могут посетить славные ресторанчики на склоне горы. По выложенным от церкви ступенькам можно подняться к Авашской смотровой площадке, где с террасы или из окна кафе можно окинуть взглядом уходящую вдаль панораму города.
Фундамент Музея Отто Германа в районе Папсера заложили, видимо, в XV в. Здесь долго была авашская реформатская приходская школа. Памятник Отто Герману (Ференц Меддеши) охраняет музей, где находятся выставки краеведения и этнографии («Мишкольц в веках»), изобразительного искусства («200 лет венгерской живописи»), археологии («Что нам оставили века») и естествознания («Минералы Карпатского бассейна»).
Редкий церковный памятник — икона «Казанской Черной Мадонны» можно увидеть в Венгерском православном церковном музее и православном храме, она передана в дар императрицей Екатериной II. Храмовый 16-метровый иконостас украшают 88 картин с каноническими сценами.
Архитектурную ценность имеют барочные Храм и Монастырь ордена миноритов и Дощатое кладбище с секейскими воротами (над площадью Петёфи). С 1968 г. тут стояла часто сгоравшая деревянная церковь. Нынешняя, срубленная из бревен реформатская церковь трансильванского типа тоже стала жертвой поджога (1977 г.); своим восстановлением она обязана поддержке со стороны населения.
На одноименной площади после турецкого опустошения построили однонефный храм Всех Святых. Его алтарь расписал Михай Кован.
Далее расположены Дом науки и техники, окружная библиотека и Городской спортивный центр.
Университетский городок, как и все его предшественники, был пристанищем 250-летнего Мишкольцского университета. Центральная библиотека крупнейшего регионального вуза хранит 30 тысяч томов Мемориальной библиотеки Шелмеци и редкие педагогические и научные издания по техническим и естественным наукам.