Формирование православия у древних карел

Такая культура,  как карельская, возникла в конце первого тысячелетия нашей эры на западном и северо-западном побережье Ладожского озера и находилась на пике во время крестовых походов в 1100-1300 годах. Карелы должны были защищать свою территорию от нападений жителей Хяме, позже также против шведов и преимущественно славянского населения Новгорода. Многочисленные сооружения нашли в регионе, которые использовались в качестве общежитий, приютов и убежищ, свидетельствуют о нестабильности периода культурного расцвета.

Относительно цивилизованная культура периода процветания говорит о том, что социальная структура карельской общины раньше была сложной. Такие общества часто включали религиозных авторитетов, дав нам основания полагать, что у карелов была своя, относительно развитая религиозная система, которая способствовала укреплению и сохранению социальной структуры.

Распространение христианства в этом регионе в конце первого тысячелетия нашей эры было проблемой как для карельской культуры в более широком смысле, так и для религии древних карел в частности. Самая ранняя достоверная информация о приходе христианства взята из раскопок, в том числе среди прочего византийских монет и крестов, датируемых окончанием первого и началом второго тысячелетия. Эти объекты должно быть попали в Карелию через прямые торговые контакты или через Новгород, который принял христианство между 10-м и 11-м веком.

Первое письменное упоминание о распространении христианства происходит из центральной Карелии и датируется началом 13 века. Согласно тексту Святого Лаврентия, расширенной версии старейшей русской летописи так называемой Несторианской Летописи, новгородцы напали на жителей Хяме в 1227 году. По утверждениям массовая христианизация в 1227 году, по всей видимости, сопровождалась строительством церквей и монастырей.

На западном побережье Ладожского озера православная религия или, по крайней мере, православные обычаи закрепили свое положение в XV веке. Растущее влияние христианства в Ладоге-Карелии в то время отразилось, в частности, на языковых сказаниях и легендах, касающихся строительства монастырей. Время постройки монастыря Валамо является спорным, но, скорее всего, выпадает на 14 век. В то же время (согласно легенде — в 1393 г.), также был создан монастырь Коневица. Согласно биографии многих местных святых (например, Александра Суварского и нескольких его последователей, оба монастыря популяризировали христианство среди карелов.

Согласно налоговому реестру, позже регион, известный как Кякисалми, в 1500 году был разделен на 7 погостов: Иломантси, Куркийоки, Кякисалми, Рауту, Саккола, Сальми и Сортавала, которые охватывали также Суистамо. В регионе насчитывалось 13 крупных и около 40 небольших церквей и часовен, а также 12 монастырских церквей.

Однако большое количество церквей и часовен не означало, что население приняло православные верования или обычаи, по крайней мере так, как их учила церковь. Кроме того, неправильно говорить о принятии внешних обрядов, так как введение таможни неизбежно предполагает определенные ограничения. Таким образом, мы должны согласиться, что в 15-м веке происходила адаптация православного учения для Карельского стиля жизни, или формирование Карельского народного Православия. Преобразование или возрождение карельской традиции происходило в форме интерпретации нового в рамках старого.