Печ. Епископская крепость

Загадочные римские усыпальницы, турецкие джами под куполами, стройный минарет, искуснейшей работы жолнайская керамика, таинственные картины кисти Чонтвари, декоративные орнаменты Вазарели, расцветающие ранней весной миндальные деревья, гостеприимные ресторанчики и кафе — всё это Печ. Возникший 2000 лет назад у южного подножия горы Мечек город с климатом и колоритом Средиземноморья с 1009 г. является епископской резиденцией.
Предшественник теперешнего города Печ, римское поселение Софиане было в то время важным центром раннего христианства. Использовав природные свойства гор Мечек и энергию карстовых вод, вырывающихся на поверхность неподалеку, римляне основали поселок у южного подножия горы Мишины.

Базарная площадь каждые субботу и воскресенье превращается в ярмарку и автомобильный рынок, в первые субботу и воскресенье каждого месяца — в рынок антиквариата, а по воскресеньям также и в скотопромышленный рынок.

Наиболее значительный памятник венгерского древнего христианства представляет для нас двухэтажный древнехристианский мавзолей, в усыпальнице которого были найдены фрески, монограмма Христа и остатки трёх саркофагов.

Под каштанами парка площади Св. Иштвана глубоко под землей расположено кладбище римского города Сопиане. На глубине 5-6 метров залегают руины раннехристианских часовен и могил IV в. В то время над могилами мучеников и выдающихся личностей воздвигали часовни, вокруг которых хоронили простых людей. Территория раскопок находится в районе площади собора и улицы Апаца.
Первый могильный склеп открыли уже в 1780 г. Его украшают картины на библейские сюжеты, растительные и животные мотивы. По всей видимости, часть часовни использовали христиане более позднего периода. Может быть, король Иштван в 1009 г. именно поэтому основал здесь епископский центр. Украшенные настенной росписью часовни, Усыпальница с кувшинами, Древнехристианский мавзолей являются такой редкостью в Европе — кроме Италии, — что они включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Почти в каждом склепе, возраст которых превышает полторы тысячи лет, сохранились фрагменты настенной росписи, защищенные от повреждений стеклом. В зависимости от проводящихся работ по реставрации и от времени года, постройки древнехристианской группы архитектурных памятников открыты лишь частично.
Возвышающийся на Донской площади епископский собор с 1993 г. носит ранг базилика минор, его нижний храм является первой христианской церковью XI в. в стране. В его боковых часовнях и ризнице открываются взору ценные произведения искусства — фрески Берталана Секея и Кароя Лотца. Средневековые резные камни несколько раз перестроенной церкви, свидетельствующие о высоком художественном мастерстве, можно увидеть в домском лапидарии.

На западной стороне площади стоит Епископский дворец (открытый по четвергам), а на восточной стороне — построенное на бывшей крепостной стене в стиле псевдоклассицизма и позднего барокко здание архива и прихода
Барбакан XV в. защищал главный вход епископского замка. В саду Барбакана под миндальными деревьями стоит статуя самого известного епископа, учившегося в Италии и писавшего стихи no-латыни Яна Паннония:
Не утверждай ты того,
Что не может наш разум постигнуть.
Так поступал и Марон,
Так поступал и Гомер…
С балкона епископского дворца, выдержанного в стиле неоренессанса, на площадь взирает статуя Ференца Листа.

 

В городе находятся самые замечательные в Венгрии памятники 150-летнего турецкого ига: зелёный купол джами паши Хасима Гази, с её каморкой Михрабом и изогнутыми оконными пролётами, определяет весь вид города Сегодня здесь находится действующая католическая церковь. Мечеть паши Хассана Яковали — наиболее сохранившийся в стране шедевр мусульманской архитектуры, с минаретом высотой 23 м и подлинным турецким интерьером. Сегодня здесь молельня, в музее которой можно увидеть предметы турецкой истории и искусства. В преддверии мечети находится выставка, на которой представлены памятники эпохи турецкого владычества Тюрбе Идрис Бабы — место паломничества турок на холме Рокуш. На месте раскопок бани паши Меми открыт бальнеологический музей.
Есть в городе также и замечательные памятники эпохи барокко: внутреннее убранство францисканских церкви и монастыря в стиле барокко — работа францисканского монаха. Церковь-лицей и бывший монастырь ордена Св. Павла являются одними из самых замечательных городских памятников в стиле барокко.
Рядом с церковью Всех Святых стоит кармелитский монастырь. Часовню Хавихедьской Богоматери ещё в 1691 г. построили пережившие эпидемию чумы христиане. Достопримечательностью церкви Св. Агоштона являются гнутые пролёты окон, оставшиеся от турецкой мечети. Фасад церкви Ордена Милосердия выполнен в эклектическом стиле, уникальны его инкрустированные алтари.
Одна из достопримечательностей города — покрытая эозинной глазурью Жолнаи колодезная колонка в стиле модерн на главной площади города.
На улице Капталан почти каждый дом — музей. На выставке керамики Жолнаи в доме № 2 вниманию посетителей предлагаются характерные периоды истории всемирно известного жолнайского фарфора, а также декоративные изделия, удостоившиеся золотой медали на всемирной выставке 1878 г. в Париже, и мемориальная комната основателя Жолнайского фарфорового завода Вилмоша Жолнаи. На первом этаже расположена выставка скульптора венгерского происхождения Америго Тота. В доме № 3 родился Виктор Вазарели, всемирно известный пионер поп-арта — абстрактной геометрии. Наряду с крупнейшими произведениями художника в Музее Вазарели представлены также произведения зарубежных живописцев XX в.
В системе погребов, находящейся под зданием, открылась оригинальная выставка Мечекского музея горного дела. Здесь можно ознакомиться со способами добычи угля и урановой руды.
Галерея современной венгерской живописи, открытая в доме № 4, располагает одной из богатейших коллекций произведений венгерского изобразительного искусства XIX-XX вв. (Надьбаня, «Восемь», Баухаус, Сентэндре, Римская школа, Европейская школа) и известные художники (Риппл-Ронаи, Гулачи, Мохой-Надь, Барчаи, Эгри).
Трое живописцев XX в. выступают с самостоятельными экспозициями: в доме № 5 — Эндре Немеш с 250 абстрактными и сюрреалистскими произведениями, скульптор Эржебет Шаар с её последней работой — создающей своеобразную атмосферу композицией из скульптурных ансамблей под названием «Улица», а в доме № 6 — первый венгерский представитель нон- фигуративного искусства Ференц Мартин с его живописью, графикой, скульптурами.
Выставка творческого наследия уникального представителя венгерской живописи Тивадара Чонтвари Костей, объединяющего в своём творчестве романтику, символизм и экспрессионизм, — Музей Чонтвари размещается во дворце стиля ренессанс.
В саду бывшего настоятеля дворца стоят произведения П. Секея под общим названием «Каменный сад». В других зданиях — памятниках архитектуры ул. Капталан можно познакомиться с творчеством выдающихся мастеров изобразительного искусства XX в. (Музеи Эндре Немеша, Эржебет Шаар, Ференца Мартина).
Во дворце Музея Чонтвари, построенном в стиле неоренессанса, находится выставка, посвященная творчеству художника, по профессии аптекаря — одного из самых выдающихся представителей пленэра, — от мюнхенских этюдов до символических, крупных по размеру колшозиций («Колодец Марии в Назарете», «Одинокий кедр», «Баальбек»).

А также

Революционные преобразования 1988-1990 гг.... Революционные преобразования 1988-1990 гг. Характер и направленность общественно экономических трансформаций венгерского общества влияли определенн...
Блинчики сентдёрдьские Блюдо получило название, вероятно, по одному из старых венгерских сел. Сейчас села с таким названием в Венгрии нет, но в списке венгерских населенных ...