Секешфехервар. Дворец Бори

Секешфехервар не случайно назвали «городом королей». Он по праву находится у истоков венгерской государственности. Это один из древнейших городов страны. Здесь короновали и хоронили королей, хранили корону и коронационные принадлежности, содержали государственные архивы и присягали на верность властителям…

Город был также свидетелем многих международных событий. Здесь проходили переговоры венгерского короля Сигизмунда с польским королем Владиславом. Здесь Сигизмунд, который был не только королем Венгрии, но и императором Священной Римской империи, вел переговоры с гуситами из Богемии, которых перед тем несколько раз безуспешно пытался разгромить. Здесь прошло совещание папских легатов и послов многих европейских стран по вопросам решений Базельского собора, пытавшегося провозгласить верховенство церковных соборов над папой.
На правление короля Матьяша в XV в. приходится бурный рост строительства в Секешфехерваре. Именно тогда была возведена церковь (часовня) Святой Анны — единственное средневековое здание в городе, сохранившееся по сей день. Церковь Святой Анны была построена на месте древнейшего собора Альба-Регии.

Единственным из архитектурных достопримечательностей Секешфехервара, созданным в XX веке, является музей Замок Бори. Его еще называют «Замком Вечной Любви». Он расположен в северо-восточной окраине города, вдали от центра. В его силуэте гармонично соединены различные архитектурные стили: романский, готика, ренессанс. Стены, колонны, купола и даже скульптуры, богато украшающие террасы и балюстрады, изготовлены из бетона. Однако самое удивительное состоит в том, что замок этот построен руками одного человека, на протяжении почти сорока лет неустанно воздвигавшего его стены и башни как символ вечной любви к своей избраннице.
Архитектор и скульптор Иено Бори ещё в начале века решил построить для своей молодой, очаровательной жены замок в окрестностях Секешфехервара, вокруг небольшого домика, который он приобрёл в 1912 г. Но Первая мировая война на десять лет отодвинула исполнение этого замысла Иено Бори пришлось надеть военную форму и отправиться в изрытую окопами Сербию. К счастью, служба на фронте была недолгой, архитектора перевели в Сараево, где ему предстояло выполнить ряд монументальных проектов по заказу императорской семьи.
После войны, в 1923 г., он наконец-то смог приступить к выполнению своей мечты. Строительство продвигалось медленно. Работая лишь по выходным дням, делая практически всё своими руками, Иено Бори до конца своих дней создавал этот памятник вечной любви. Замок был завершен в 1959 г. Многочисленные изображения Илоны Бори, жены архитектора — в скульптурах, картинах или стихах, посвящённых ей и высеченных на камнях замка. Каждый уголок здесь рассказывает о том высоком чувстве, которое он питал к своей возлюбленной.
Вместе с тем этот замок и свидетельство любви архитектора к своей Родине, к её истории и культуре. В саду, на террасах и под аркадами замка, в мастерской художника представлено более 500 произведений искусств, выполненных самим Бори, его женой и дочерью.
Прогуливаясь по замку, посетитель как бы проходит через исторические эпохи, соприкасаясь с их символами, с героями, отождествляющими славные их страницы, с художниками и мыслителями, сохранившими для нас их историю.
В саду среди скульптур стоят осколки бомб и снарядов, рушивших то, что должно было приносить радость людям Рядом с надгробными камнями турецких воинов, 150 лет топтавших землю Венгрии, памятник советскому солдату, корректировавшему артиллерийскую стрельбу с одной из башен замка и павшему за освобождение чужой земли. На террасах замка бюсты известных венгерских архитекторов, живописцев и скульпторов, определивших европейское лицо Будапешта, прославивших венгерскую культуру. Стены украшены фресками, отображающими суть различных идеологий, сцены жарких сражений, возвышенный дух романтичных мечтаний. Дамоклов меч, висящий между башнями замка, напоминает нам о моральных качествах человека, а слон, держащий на себе земную сферу, — о прогрессе человеческой мысли.
Скульптуры венгерских королей, выстроившиеся в ряд по периметру крепостных стен, как бы рассказывают о славных и трагичных моментах венгерской истории. С подоблачной высоты башен замка открывается успокаивающая взгляд панорама окрестностей.
Реконструкцию замка, который пришёл в упадок в 1980 г, начали семь внуков И. Бори. Они основали фонд и с помощью различных субсидий смогли восстановить замок фактически в его первоначальное состояние.