19. Предельный падеж в венгерском языке

Предельный падеж обозначает предел, до которого движется субъект или объект, а также предел времени, до которого происходит какое-либо событие. Предельный падеж отвечает на вопрос Meddig? (До какого места, до каких пор?) и образуется прибавлением к основе слова суффикса -ig:

a ház (дом) — a házig (до дома)
a metró (метро) — a metróig (до метро)
a megálló (остановка) — a megállóig (до остановки)
Budapest (Будапешт) — Budapestig (до Будапешта)
dél (полдень) — délig (до полудня)
öt órá (пять часов) — öt óráig (до пяти часов)

Также в предельном падеже употребляются наречия eddig (до этого места, до этих пор) и addig (до того места, до тех пор), например:

eddig az állomásig (до этой станции)

В Уроке №15 мы изучали падежи направления движения, в том числе падеж -tól/-től, показывающий движение от чего-либо. Этот падеж часто комбинируется с предельным падежом при ответе на вопрос Mettől meddig? (От чего до чего, от какого времени до какого времени?):

reggeltől estig — с утра до вечера
hattól nyolcig — от шести до восьми
Moszkvától Párizsig — от Москвы до Парижа
ettől a várostól addig a városig — от этого города до того города

Ответьте на вопросы:

Meddig tart a magyaróra? Meddig van a munkában? Mettől meddig tart a szabadság? Hány óráig néz tévét? Melyik állomásig utazik metrón? Hány óráig süt a nap most? Meddig van világos? Mettől meddig tart a tanév? Hánytól hányig dolgozik (tanul) ön?

Нужно сказать, что в венгерском языке довольно богатое словообразование. Например, суффикс -ság/-ség часто используется для образования абстрактных понятий, например:

jó (добрый) — joság (доброта)
szép (красивый) — szépség (красота)
becsületes (честный) — becsületesség (честность)
bátor (храбрый) — bátorság (храбрость)

Как и в русском языке в венгерском корни слов легко соединяются, образуя новые понятия:

állat (животное) + kert (сад) = állatkert (зоопарк)
kávé (кофе) + főző (варить) = kávéfőző (кофеварка)

Уже знакомое нам слово tan (учить) служит основой для множества других слов:
tanár — учитель
tanít — обучать
tanul — изучать
tanuló — ученик, учащийся
tanulatlan — необразованный
tanulmány — исследование
tanulható — учиться
megtanulható — выучиться
tankönyv — учебник
tanulékony — наученный, послушный
nyelvtan — изучать язык (грамматику)
hangtan — изучение звуков (фонетика)
számtan — изучение цифр (арифметика)
állattan — изучение животных (зоология)
növénytan — изучение растений (ботаника)
géptan — изучение машин (механика)
hittan — изучение веры (религиозное обучение)

Другой пример — глагол ad (дать), который путём добавления приставок образует множество новых глаголов:
átad — передать
bead — поддаться, сдавать
belead — затолкать
elad — продавать
előad — преподать, показывать (спектакль)
felad — задавать, сдаваться
hátraad — отдавать
hozzáad — добавлять
idead — давать
kiad — издавать lead — приводить, доставлять
odaad — раздавать, выдавать
összead — добавлять, складывать
ráad — привносить, придача
továbbad — передавать дальше
túlad vmin — дать возможность чего-либо

При помощи суффиксов -hat/-het образуются глаголы, выражающие возможность совершения какого-либо действия:

sétál (гуляет) — sétálhat (может гулять)
pihen (отдыхает) — pihenhet (может отдыхать)
úsz (плавает) — úszhat (может плавать)
sportol (занимается спортом) — sportolhat (может заниматься спортом)
jö (приходит) — jöhet (может приходить)
megy (ходит) — mehet (может ходить)

У этих глаголов нет инфинитива, вместо этого используется выражение lehet + инфинитив: lehet fürödni, jól lehet pihenni.

Следует помнить, что глагол с данным суффиксом выражает именно «возможность» делать что-либо, а не «умение» делать это:

olvashat (может читать) — tud olvasni (умеет читать)
úszhat (может плавать) — tud úszni (умеет плавать).