Урок 8. Притяжение в венгерском языке

Словарь

túl — слишком
anya (‘-t) — мать
apa (‘-t) — отец
pénz (-t) — деньги
feleség (-et) — жена
férj (-et) — муж
név (nevet) — имя
sajnos – к сожалению
nehéz — трудно
tanár (-t) — учитель
kocsi (-t) — машина (более разговорный вариант чем autó)
újság (-ot) — газета
térkép (-et) — карта

Много упражнений даны в грамматической секции.

Грамматика

Часть Первая: Притяжение

Притяжение в Венгерском образуется путем прибавления суффикса к существительному. Использование суффикса зависит от лица и гармонии гласных, и также от того, какой конечный звук у существительного: гласный или согласный. Взгляните на таблицу суффиксов. Они только для существительных единственного числа.

Суффиксы притяжение для существительных ед.ч.

Лицо

Слово, ок. на гл. зв.

Слово ок. на согл. зв

1 л.ед.ч.

-m

-om/-em/-öm

2 л. ед.ч.

-d

-od/-ed/-öd

3 л. ед.ч.

-ja/-je

-a/-e

1 л. мн.ч.

-nk

-unk/-ünk

2 л. мн.ч.

-tok/-tek/-tök

-otok/-etek/-ötök

3 л. мн.ч.

-juk/-jük

-uk/-ük

Заметки:

-Суффиксы -om, -od, -otok подчеркнуты жирным шрифтом, потому что некоторые существительные имеют альтернативные формы -am, -ad, -atok. Это те же существительные, которые пишутся с a с другими суффиксами.
-Некоторые существительные, оканчивающиеся на согласный звук, прибавляют суффикс ja/je в третьем лице. Для примера: barátja ‘его\ее друг’, újságja ‘его\ее газета’
-Многие существительные имеют исключения из правил: добавление или удаление, исключение гласных или согласных. Запомните эти исключения. Вскоре будет глоссарий со всеми словами в курсе, где будет показан суффикс притяжения для 3 лица единственного числа (эта форма более неправильна (грам.)). А сейчас будьте внимательны к предложениям.

Здесь некоторые существительные склоняются со всеми суффиксами принадлежности:

nyelv: nyelvem, nyelved, nyelve, nyelvünk, nyelvetek, nyelvük
мой язык, твой язык, его\ее язык, наш язык, и т.д.

város: városom, városod, városa, városunk, városotok, városuk
autó: autóm, autód, autója, autónk, autótok, autójuk
név: nevem, neved, neve, nevünk, nevetek, nevük
ház: (гласный a) házam, házad, háza, házunk, házatok, házuk
étterem: éttermem, éttermed, étterme, éttermünk, éttermetek, éttermük

Заметка: исключения в последних трех примерах случаются, когда эти существительные в винительном падеже: házat, nevet, éttermet. В изменениях суффиксов и состоят исключения.

Здесь несколько предложения, использующих притяжения. Не забудьте, что перед ними также ставится определенный артикль a/az.

A férjem a házban van. Мой муж в доме.
Egy barátunkhoz megyünk We are going to our friend’s.
Mi a neve? Как твое имя?
Mikor utazik az anyád Magyarországra? Когда твоя мама путешествует по Венгрии?

Личные местоимения могут быть добавлены для выразительности:

Az én könyvem új, de az o» könyve nagyon régi. Моя книга новая, а его очень старая.

Часть Вторая: Выражение ‘to have’

В Венгерском нет глагола «иметь» (анг. to have), однако вместо него есть конструкция, в которой используются притяжательные суффиксы, как основная часть. В основе, притяжательные суффиксы используются вместе со словом van (конст. ‘there is/are’). Так «У меня есть книга» (‘I have a book’) становится «Это моя книга» (‘There is my book’). Взгляните на следующие предложения и запомните порядок слов:

Van pénzem. У меня есть деньги. I have money.
Nincs pénzem. У меня нет денег. I don’t have any money.
Sajnos, nincs amerikai kocsim. К сожалению, у меня нет Американской машины.Unfortunately, I don’t have an American car.
Szép nagy autód van. У меня есть большая, красивая машина.You have a big, pretty car.
Van kutyájuk? У них есть собака?Do they have a dog?
Szép háza van. У него есть красивый дом.He (or she or you polite) has a pretty house.

Суффикс nak/nek выполняет роль предлога «к» (в Английском ‘to’) и должен употребляться, когда объект притяжения назван. Притяжение создается вместе с суффисом выше:

Péternek sok pénze van. У Питера много денег.Peter has a lot of money.
Дословно: К Питеру много денег.To Peter there is a lot of (his) money.

A gyerekeknek nincs jó tanáruk. У детей нет хорошего учителя.The children don’t have a good teacher.

На Заметку: В этом предложении ‘tanáruk’ могло бы быть заменено на ‘tanára’, так как суффикса множественного притяжения на слове ‘gyerek’ достаточно, чтобы показать, что объект притяжения – мн.число. ‘Tanára’ – это более общо, но не волнуйтесь об этом, каждый вариант верен.

A feleségemnek új kocsija van. У моей жены новая машина.My wife has a new car.
Kinek van újságja? У кого есть газета?Who has a newspaper?

Как вы уже поняли выше, фразы типа ‘a tanárom’ («мой учитель») может быть перефразировано с персональным местоимением ‘az én tanárom’. Предложение ‘pénzem van’ («У меня есть деньги») также может быть перефразировано. Но вместо личного местоимения, суффиксnak/nek соединяется с суффиксом притяжения. Отклонение nek- это: nekem, neked, neki, magának, nekünk, nektek, nekik, maguknak (ко мне, к тебе, к нему и т.д.)

Слова в скобках необязательны:

(Magának) van térképe? Do you (polite) have a map?
(Nekik) van kocsijuk. Az (o») kocsijuk túl nagy. They have a car. Their car is too big.

На Заметку: всегда используется вместо o»k в прятяжательной структуре. Впрочем, суффикса -juk достаточно для указания числа существительного.

Упражнения

Переведите следующие предложения на Русский:

1. Az o» háza túl nagy.
2. A pénzem a házban van.
3. Ma a barátomhoz akarok menni.
4. Sajnos, nincs kutyánk. A feleségem nem szereti.
5. A férjed magyar?

Переведите на Венгерский:

6. У меня большая, красивая карта.
7. У Питера нет машины.
8. Мой друг живет в Венгрии.

9. Где твоя жена?
10. Книга на венгерском слишком сложна.

Следующие слова имеют суффиксы ед. числа. Смените на суффиксы множ. числа:

Пример: autóm —> autónk
11. térképed
12. újságja
13. könyvem
14. kocsija
15. éttermed

Следующие слова имеют суффиксы множ. числа. Смените на суффиксы ед. числа:

Пример: házuk —> háza
16. autótok
17. tanárunk
18. barátjuk
19. gyereketek
20. kutyánk

Повторение: Уроки с пятого по восьмой

Вами было пройдено много материала с Пятого Урока по Восьмой, так что это повторение должно закрепить изученный вами материал и попрактиковаться, используя словарь и грамматику. В повторение также включены некоторые детали, которых не было в предыдущих уроках. Слова в каждой секции будут из всех предыдущих четырех уроков, плюс, может быть, с несколькими новыми словами.

Повторение Пятого Урока

В Пятом Уроке вы узнали о конструкции there is/there are (англ. вариант), о неправильном глаголе menni, о предлогах движения, и о различии слов hol и hová. Для этих тем не будет ничего нового. Если же некоторые из этих тем для вас были сложноваты, надеюсь это повторение поможет вам вместе с новыми примерами.

Hová mész? Куда ты идешь?
Budapestre és Gyo»rbe megyek. (Помните Gyo»r – это исключение) Я иду в Будапешт и Дьер.
Sok nagy szálloda van New York-ban. В Нью-Йорке много больших отелей.
Egy orvost akarok látni a kórházban. Я хочу видеть доктора в больнице.
Hol van az egyetem? Где университет?
Ma megyünk a barátunkhoz Szegedre. Сегодня, мы идет в Сегед и к нашим друзьям.

Повторение Шестого Урока

Шестой Урок познакомил вас с неправильным глаголом jönni, числами от 1 до 10, и различными суффиксами, означающими ‘в\на\к’ и ‘из’. Когда какой использовать, может вызвать затруднения. Внимательно посмотрите на следующий диалог, в котором включены новые слова:

Gyula: Hová mész?
Tamás: Rómába megyek.
Gyula: Hol van Róma? Franciaországban?
Tamás: Nem! Róma Olaszországban van.
Gyula: Most már (already) tudom. Honnan mész? Budapestro»l?
Tamás: Igen, Budapestro»l Bécsbe, és Bécsbo»l Rómába megyek. Rómaban egy barátno»mhöz megyek.
Gyula: Értem. Jó utat!
Tamás: Köszi. Te mit csinálsz?
Gyula: Én, maradok Magyarországon.
Tamás: Jó szórakozást.

Перевод:
G: Куда ты идешь?
T: В Рим.
G: Где Рим? Во Франции?
T: Нет! Рим в Италии.
G: Сейчас вспомнила. Откуда ты идешь? Из Будапешта?
T: Да, из Будапешта в Вену и из Вены в Рим. В Риме я иду к моей подружке.
G: Я понимаю. Удачного путешествия.
T: Спасибо. Что ты делаешь?
G: Я остаюсь в Венгрии.
T: Приятного времяпровождения.

Что касается чисел, одну вещь вы должны помнить, что существительное после чисел всегда в единственном числе. Здесь несколько предложений:

Két barát megy a moziba. Два друга идут в кино.

Заметьте, что глагол также в единственном числе, и также помните, что ketto» становится két до существительных.

Kilenc gyereket akarok. Я хочу девять детей.
Három egyetem van Philadelphiában. В Филадельфии два университета.

Повторение Седьмого Урока

По сравнению с Уроками Пятым и Шестым, Урок Седьмой был достаточно легким. Вы выучили числа до 100 и как формируется множественное число. Следующее будет несколько слов, которые вы уже знаете и пару слов, которые еще нет, вместе со своими множественными числами. Закройте рукой правый столбик и попробуйте сформировать множественное число существительных.

Ед.ч.

мн.ч.

étlap

étlapok

ember

emberek

asztal

asztalok

étterem

éttermek

egyetemista

egyetemisták

név

nevek

levél (letter)

levelek

dolog (thing)

dolgok

család (family)

családok

Запоминать числа лучше всего практикуясь с ними. Решите примеры. Используйте слово meg, которое, в этом контексте, означает «плюс».

пример: 9 + 4
и вы говорите: Kilenc meg négy, az tízenhárom (9+4=13)

1. 1 + 3
2. 2 + 15
3. 11 + 24
4. 25 + 38
5. 99 + 1
6. 84 + 12
7. 47 + 32
8. 22 + 51
9. 60 + 10
10. 75 + 7

Повторение Восьмого Урока

В Восьмом Уроке было много материала, и он был достаточно труден. Убедитесь, что вы прочли и поняли все упомянутые тонкости различных значений в грамматической части. После Восьмого Урока вы должны быть уверены в том, что знаете основные модели Венгерского. Я имею ввиду две вещи. Первая, суффиксы притяжения легкие, так как они добавляются по образцу глагольных суффиксов. Так, запоминая эту схожесть, вы станете более умело использовать глагольные и страдательные суффиксы. Второе, сейчас вы уже это знаете, что есть неправильные существительные (есть различие в связывании гласных как в házat, потеря гласного как в слове éttermet и др.). В принципе, грамматика вначале может быть трудна и негибка, но если вы поймете общую картину, основную часть, она станет более понятна.

Здесь на несколько больше предложений с различными притяжательными структурами. В некоторых предложениях есть необязательные слова в скобках:

Két gyerekem van. У меня двое детей.

Сейчас, вы еще не знаете как сказать «Я имею детей», или как использовать притягательные суффиксы с другими множественными существительными, используйте квонтер, когда можете, как существительное становится в единственном числе.

A feleségem Magyarországon van. Моя жена в Венгрии.
A férje az irodájaból jön. Ее муж приходит из своего офиса.
Egy üveg borom és két poharam (notice it takes link vowel a) van. У меня два стакана и бутылка вина.
Mikor utazik az apád Angliába? Когда твой папа путешествует по Англии?
Katinak nagy háza van. У Кати есть большой дом.

Дополнительные Упражнения

Переведите следующие предложения на Русский:

11. Mikor jössz Bécsbe?
12. Hány ember van a szállodában?
13. Én és feleségem a lengyel (Polish) barátunkhoz megyünk.
14. Csak (only) nyolcvankilenc forintom van. Hány van neked?
15. Most már értem. Köszi.

Переведите на Венгерский:

16. Я хочу видеть твоего мужа.
17. Они не хотят путешествовать в Москву (Moszkva).
18. Вы не знаете как говорить по-немецки (németül).
19. Когда Ева работает в своем офисе?
20. Мы хотим увидеть Варшаву (Várso).

В следующих предложениях подберите правильный Венгерский перевод с Русского в скобках:

21. Szeretem a (ваш друг).
22. (Их дом) nagyon szép.
23. (Они читают) a könyvet.
24. (Ты понимаешь) a gyerekeket?
25. (Они едят) a gulyást.