Словарь
túl — слишком
anya (‘-t) — мать
apa (‘-t) — отец
pénz (-t) — деньги
feleség (-et) — жена
férj (-et) — муж
név (nevet) — имя
sajnos – к сожалению
nehéz — трудно
tanár (-t) — учитель
kocsi (-t) — машина (более разговорный вариант чем autó)
újság (-ot) — газета
térkép (-et) — карта
Много упражнений даны в грамматической секции.
Грамматика
Часть Первая: Притяжение
Притяжение в Венгерском образуется путем прибавления суффикса к существительному. Использование суффикса зависит от лица и гармонии гласных, и также от того, какой конечный звук у существительного: гласный или согласный. Взгляните на таблицу суффиксов. Они только для существительных единственного числа.
Суффиксы притяжение для существительных ед.ч. |
||
Лицо |
Слово, ок. на гл. зв. |
Слово ок. на согл. зв |
1 л.ед.ч. |
-m |
-om/-em/-öm |
2 л. ед.ч. |
-d |
-od/-ed/-öd |
3 л. ед.ч. |
-ja/-je |
-a/-e |
1 л. мн.ч. |
-nk |
-unk/-ünk |
2 л. мн.ч. |
-tok/-tek/-tök |
-otok/-etek/-ötök |
3 л. мн.ч. |
-juk/-jük |
-uk/-ük |
Заметки:
-Суффиксы -om, -od, -otok подчеркнуты жирным шрифтом, потому что некоторые существительные имеют альтернативные формы -am, -ad, -atok. Это те же существительные, которые пишутся с a с другими суффиксами.
-Некоторые существительные, оканчивающиеся на согласный звук, прибавляют суффикс ja/je в третьем лице. Для примера: barátja ‘его\ее друг’, újságja ‘его\ее газета’
-Многие существительные имеют исключения из правил: добавление или удаление, исключение гласных или согласных. Запомните эти исключения. Вскоре будет глоссарий со всеми словами в курсе, где будет показан суффикс притяжения для 3 лица единственного числа (эта форма более неправильна (грам.)). А сейчас будьте внимательны к предложениям.
Здесь некоторые существительные склоняются со всеми суффиксами принадлежности:
nyelv: nyelvem, nyelved, nyelve, nyelvünk, nyelvetek, nyelvük
мой язык, твой язык, его\ее язык, наш язык, и т.д.
város: városom, városod, városa, városunk, városotok, városuk
autó: autóm, autód, autója, autónk, autótok, autójuk
név: nevem, neved, neve, nevünk, nevetek, nevük
ház: (гласный a) házam, házad, háza, házunk, házatok, házuk
étterem: éttermem, éttermed, étterme, éttermünk, éttermetek, éttermük
Заметка: исключения в последних трех примерах случаются, когда эти существительные в винительном падеже: házat, nevet, éttermet. В изменениях суффиксов и состоят исключения.
Здесь несколько предложения, использующих притяжения. Не забудьте, что перед ними также ставится определенный артикль a/az.
A férjem a házban van. Мой муж в доме.
Egy barátunkhoz megyünk We are going to our friend’s.
Mi a neve? Как твое имя?
Mikor utazik az anyád Magyarországra? Когда твоя мама путешествует по Венгрии?
Личные местоимения могут быть добавлены для выразительности:
Az én könyvem új, de az o» könyve nagyon régi. Моя книга новая, а его очень старая.
Часть Вторая: Выражение ‘to have’
В Венгерском нет глагола «иметь» (анг. to have), однако вместо него есть конструкция, в которой используются притяжательные суффиксы, как основная часть. В основе, притяжательные суффиксы используются вместе со словом van (конст. ‘there is/are’). Так «У меня есть книга» (‘I have a book’) становится «Это моя книга» (‘There is my book’). Взгляните на следующие предложения и запомните порядок слов:
Van pénzem. У меня есть деньги. I have money.
Nincs pénzem. У меня нет денег. I don’t have any money.
Sajnos, nincs amerikai kocsim. К сожалению, у меня нет Американской машины.Unfortunately, I don’t have an American car.
Szép nagy autód van. У меня есть большая, красивая машина.You have a big, pretty car.
Van kutyájuk? У них есть собака?Do they have a dog?
Szép háza van. У него есть красивый дом.He (or she or you polite) has a pretty house.
Суффикс nak/nek выполняет роль предлога «к» (в Английском ‘to’) и должен употребляться, когда объект притяжения назван. Притяжение создается вместе с суффисом выше:
Péternek sok pénze van. У Питера много денег.Peter has a lot of money.
Дословно: К Питеру много денег.To Peter there is a lot of (his) money.
A gyerekeknek nincs jó tanáruk. У детей нет хорошего учителя.The children don’t have a good teacher.
На Заметку: В этом предложении ‘tanáruk’ могло бы быть заменено на ‘tanára’, так как суффикса множественного притяжения на слове ‘gyerek’ достаточно, чтобы показать, что объект притяжения – мн.число. ‘Tanára’ – это более общо, но не волнуйтесь об этом, каждый вариант верен.
A feleségemnek új kocsija van. У моей жены новая машина.My wife has a new car.
Kinek van újságja? У кого есть газета?Who has a newspaper?
Как вы уже поняли выше, фразы типа ‘a tanárom’ («мой учитель») может быть перефразировано с персональным местоимением ‘az én tanárom’. Предложение ‘pénzem van’ («У меня есть деньги») также может быть перефразировано. Но вместо личного местоимения, суффиксnak/nek соединяется с суффиксом притяжения. Отклонение nek- это: nekem, neked, neki, magának, nekünk, nektek, nekik, maguknak (ко мне, к тебе, к нему и т.д.)
Слова в скобках необязательны:
(Magának) van térképe? Do you (polite) have a map?
(Nekik) van kocsijuk. Az (o») kocsijuk túl nagy. They have a car. Their car is too big.
На Заметку: o» всегда используется вместо o»k в прятяжательной структуре. Впрочем, суффикса -juk достаточно для указания числа существительного.
Упражнения
Переведите следующие предложения на Русский:
1. Az o» háza túl nagy.
2. A pénzem a házban van.
3. Ma a barátomhoz akarok menni.
4. Sajnos, nincs kutyánk. A feleségem nem szereti.
5. A férjed magyar?
Переведите на Венгерский:
6. У меня большая, красивая карта.
7. У Питера нет машины.
8. Мой друг живет в Венгрии.
9. Где твоя жена?
10. Книга на венгерском слишком сложна.
Следующие слова имеют суффиксы ед. числа. Смените на суффиксы множ. числа:
Пример: autóm —> autónk
11. térképed
12. újságja
13. könyvem
14. kocsija
15. éttermed
Следующие слова имеют суффиксы множ. числа. Смените на суффиксы ед. числа:
Пример: házuk —> háza
16. autótok
17. tanárunk
18. barátjuk
19. gyereketek
20. kutyánk
Повторение: Уроки с пятого по восьмой
Вами было пройдено много материала с Пятого Урока по Восьмой, так что это повторение должно закрепить изученный вами материал и попрактиковаться, используя словарь и грамматику. В повторение также включены некоторые детали, которых не было в предыдущих уроках. Слова в каждой секции будут из всех предыдущих четырех уроков, плюс, может быть, с несколькими новыми словами.
Повторение Пятого Урока
В Пятом Уроке вы узнали о конструкции there is/there are (англ. вариант), о неправильном глаголе menni, о предлогах движения, и о различии слов hol и hová. Для этих тем не будет ничего нового. Если же некоторые из этих тем для вас были сложноваты, надеюсь это повторение поможет вам вместе с новыми примерами.
Hová mész? Куда ты идешь?
Budapestre és Gyo»rbe megyek. (Помните Gyo»r – это исключение) Я иду в Будапешт и Дьер.
Sok nagy szálloda van New York-ban. В Нью-Йорке много больших отелей.
Egy orvost akarok látni a kórházban. Я хочу видеть доктора в больнице.
Hol van az egyetem? Где университет?
Ma megyünk a barátunkhoz Szegedre. Сегодня, мы идет в Сегед и к нашим друзьям.
Повторение Шестого Урока
Шестой Урок познакомил вас с неправильным глаголом jönni, числами от 1 до 10, и различными суффиксами, означающими ‘в\на\к’ и ‘из’. Когда какой использовать, может вызвать затруднения. Внимательно посмотрите на следующий диалог, в котором включены новые слова:
Gyula: Hová mész?
Tamás: Rómába megyek.
Gyula: Hol van Róma? Franciaországban?
Tamás: Nem! Róma Olaszországban van.
Gyula: Most már (already) tudom. Honnan mész? Budapestro»l?
Tamás: Igen, Budapestro»l Bécsbe, és Bécsbo»l Rómába megyek. Rómaban egy barátno»mhöz megyek.
Gyula: Értem. Jó utat!
Tamás: Köszi. Te mit csinálsz?
Gyula: Én, maradok Magyarországon.
Tamás: Jó szórakozást.
Перевод:
G: Куда ты идешь?
T: В Рим.
G: Где Рим? Во Франции?
T: Нет! Рим в Италии.
G: Сейчас вспомнила. Откуда ты идешь? Из Будапешта?
T: Да, из Будапешта в Вену и из Вены в Рим. В Риме я иду к моей подружке.
G: Я понимаю. Удачного путешествия.
T: Спасибо. Что ты делаешь?
G: Я остаюсь в Венгрии.
T: Приятного времяпровождения.
Что касается чисел, одну вещь вы должны помнить, что существительное после чисел всегда в единственном числе. Здесь несколько предложений:
Két barát megy a moziba. Два друга идут в кино.
Заметьте, что глагол также в единственном числе, и также помните, что ketto» становится két до существительных.
Kilenc gyereket akarok. Я хочу девять детей.
Három egyetem van Philadelphiában. В Филадельфии два университета.
Повторение Седьмого Урока
По сравнению с Уроками Пятым и Шестым, Урок Седьмой был достаточно легким. Вы выучили числа до 100 и как формируется множественное число. Следующее будет несколько слов, которые вы уже знаете и пару слов, которые еще нет, вместе со своими множественными числами. Закройте рукой правый столбик и попробуйте сформировать множественное число существительных.
Ед.ч. |
мн.ч. |
étlap |
étlapok |
ember |
emberek |
asztal |
asztalok |
étterem |
éttermek |
egyetemista |
egyetemisták |
név |
nevek |
levél (letter) |
levelek |
dolog (thing) |
dolgok |
család (family) |
családok |
Запоминать числа лучше всего практикуясь с ними. Решите примеры. Используйте слово meg, которое, в этом контексте, означает «плюс».
пример: 9 + 4
и вы говорите: Kilenc meg négy, az tízenhárom (9+4=13)
1. 1 + 3
2. 2 + 15
3. 11 + 24
4. 25 + 38
5. 99 + 1
6. 84 + 12
7. 47 + 32
8. 22 + 51
9. 60 + 10
10. 75 + 7
Повторение Восьмого Урока
В Восьмом Уроке было много материала, и он был достаточно труден. Убедитесь, что вы прочли и поняли все упомянутые тонкости различных значений в грамматической части. После Восьмого Урока вы должны быть уверены в том, что знаете основные модели Венгерского. Я имею ввиду две вещи. Первая, суффиксы притяжения легкие, так как они добавляются по образцу глагольных суффиксов. Так, запоминая эту схожесть, вы станете более умело использовать глагольные и страдательные суффиксы. Второе, сейчас вы уже это знаете, что есть неправильные существительные (есть различие в связывании гласных как в házat, потеря гласного как в слове éttermet и др.). В принципе, грамматика вначале может быть трудна и негибка, но если вы поймете общую картину, основную часть, она станет более понятна.
Здесь на несколько больше предложений с различными притяжательными структурами. В некоторых предложениях есть необязательные слова в скобках:
Két gyerekem van. У меня двое детей.
Сейчас, вы еще не знаете как сказать «Я имею детей», или как использовать притягательные суффиксы с другими множественными существительными, используйте квонтер, когда можете, как существительное становится в единственном числе.
A feleségem Magyarországon van. Моя жена в Венгрии.
A férje az irodájaból jön. Ее муж приходит из своего офиса.
Egy üveg borom és két poharam (notice it takes link vowel a) van. У меня два стакана и бутылка вина.
Mikor utazik az apád Angliába? Когда твой папа путешествует по Англии?
Katinak nagy háza van. У Кати есть большой дом.
Переведите следующие предложения на Русский:
11. Mikor jössz Bécsbe?
12. Hány ember van a szállodában?
13. Én és feleségem a lengyel (Polish) barátunkhoz megyünk.
14. Csak (only) nyolcvankilenc forintom van. Hány van neked?
15. Most már értem. Köszi.
Переведите на Венгерский:
16. Я хочу видеть твоего мужа.
17. Они не хотят путешествовать в Москву (Moszkva).
18. Вы не знаете как говорить по-немецки (németül).
19. Когда Ева работает в своем офисе?
20. Мы хотим увидеть Варшаву (Várso).
В следующих предложениях подберите правильный Венгерский перевод с Русского в скобках:
21. Szeretem a (ваш друг).
22. (Их дом) nagyon szép.
23. (Они читают) a könyvet.
24. (Ты понимаешь) a gyerekeket?
25. (Они едят) a gulyást.