Будайская крепость и Крепостной квартал (Varnegyed) стоят на скалистом правом берегу Дуная, на территории бывшей Буды.
Превращение плато на левом берегу Дуная в мощное укрепление началось при короле Беле IV (1235-1270 гг.), после того, как татаро-монголы в 1241 г. разрушили Пешт. В то время большинство населения города составляли немцы.
В новом же городе поселились и французы, итальянцы, валлоны и евреи: у каждой национальности были свои улицы. Во время наивысшего расцвета в крепостной части города проживало около 20 000 человек.
Однако после османского нашествия роскошь и лоск померкли. В Мохачской битве 1526 г. турецкие войска нанесли венграм сокрушительное поражение, а в 1541 г. заняли столицу Буду. На протяжении последующих 300 с лишним лет роль новой столицы Венгрии выполнял Прешпорок, или по-венгерски Пожонь (нынешняя столица Словакии Братислава). Лишь в 1848 г. столицу вновь вернули на ее исконное место.
Разрушенные османами крепость и Крепостной квартал были отстроены вновь, большей частью в стиле барокко. Но на этом беды Будапешта не закончились. Очередной урон городу был нанесен в ходе сражений мартовской революции 1848-1849 гг. против господства Габсбургов.
А зимой 1944-1945 гг. Будапешт вновь стал ареной боевых действий. В течение двух месяцев немецкая армия сопротивлялась осаде советских войск, и после ее отступления 70% города лежало в развалинах.
Восстановление города велось с соблюдением исторических традиций. Сохранившиеся элементы средневековой архитектуры – окна, эркеры, ниши-скамьи или въездные ворота – бережно включались в современную застройку.
Самое удобное место для начала экскурсии – это площадь Москвы (Moszkva t’er). Она расположена в 300 м к северу от Крепостного квартала. Сюда можно попасть и на фуникулере, поездка на котором – это еще и прекрасная возможность полюбоваться сверху на вид города. Станция фуникулера находится на площади Адама Кларка рядом с Цепным мостом.
Площадь Адама Кларка (Clark ‘Ad’am t’er) (1)находится с западной стороны Цепного моста. Это то место, где берут начало все дороги Венгрии. При входе в туннель, который проходит под Дворцовым холмом, стоит нулевой километровый столб, от которого в Венгрии отсчитываются все расстояния. Площадь получила свое название по фамилии шотландского инженера, руководившего строительством Цепного моста и туннеля.
Станция фуникулера на горе – это отличный пункт для начала пешей экскурсии. Начнем ее с северной стороны дворца, где нас встретит изваяние могущественной птицы Туруль – эпического тотемного животного древних мадьяр.
Примерно в 200 м к северу возвышается бронзовая конная статуя принца Евгения Савойского и Кариньянского (2) (1663-1736 гг.), мецената и великого полководца своего времени. Благодаря его военному гению, Габсбурги в 1697 г. победили турецкие войска в решающей битве при Зенте.
В Крепостном квартале вы найдете много интересного. Побродите по прелестным улочкам и испытайте на себе очарование старинной атмосферы этих мест.